Рецензия на фильм «Всё везде и сразу» / Everything Everywhere All at Once (2022) — трейлеры, дата выхода
Мультивселенная неплательщиков
Вы слышали об этом фильме много и отовсюду. Стопудово. А как иначе-то на нашем безрыбье…
Но давайте на пару минут переместимся в параллельную вселенную, где «Всё везде и сразу» не успели утопить в заоблачных оценках. Превентивно, так сказать, вставим свои пять копеек в копилку всеобщего обожания, а после с чистой совестью разбежимся.
В нашем измерении сабж всё ещё доступен в российских кинотеатрах, а на Rotten Tomatoes у него стоит 97% «свежести». Выводы делайте сами.
Итак, что такое «Всё везде и сразу»?
Это «Начало» Кристофера Нолана без фирменного волчка, но с кротовой норой в огромном пончике (принесите Кипу Торну корвалола!). Это стихийный сифон в башке, как если бы Эдгара Райта позвали снимать второго «Доктора Стрэнджа» с Джеки Чаном в главной роли. Как если бы Сатоси Кон нарисовал аниме про «Рика и Морти». Как если бы Чайковский записал feat. с Джеком Блэком, Уве Болл выпустил хорошую экранизацию видеоигры, а Ларс фон Триер забабахал порнопародию на «Смурфиков».
Короче говоря, «Всё везде и сразу» — это буквально всё, буквально везде и буквально сразу. Бредовое и пронзительное кино, снятое на денежки студии A24. Причём снятое руками людей, создавших пробирающую до слёз (и воняющую трупной гнилью) трагикомедию «Человек — швейцарский нож». Зовут их, кстати, Дэн Кван и Дэн Шайнерт, и они в натуре серьёзные типы, раз когда-то смогли уговорить Дэниэла Рэдклиффа сыграть испускающий газы труп. Впрочем, Рэдклифф своё уже отпердел, а мы имеем дело с настоящими профи по части трэша, в проект которых вписались сами братья Руссо (большие дяди из Marvel, ответственные за «Войну бесконечности» и «Финал»).
Не надо шутить с Дэнами. Это не «Матрица», это не «Доктор Кто». Дедушка Рик, твоих мистеров Мисиксов здесь порвут на части. А ещё здесь над всем сущим нависает всемогущая хреновина, которая хочет стереть подчистую род людской и повергнуть абсолютно всё в первородный мрак. Обнулить бескрайний космос до состояния, когда Большого взрыва даже в планах не было.
«Всё, везде и сразу» стартует в погожий денёк, когда Эвелин Вонг (Мишель Йео) — мать, жена, владелица частной прачечной и завидная терпила — шагает качать права в офис к налоговикам, а в итоге попадает в мультивселенную безумия. Застревает в межпространственной карусели, где невладение кунг-фу считают моветоном, а нунчакам в бою предпочитают здоровенные дилдо. Азиатскую домохозяйку средних лет заносит туда, где за считанные секунды дозволено прожить десятки жизней: своих и чужих, радостных и безрадостных, сумасшедших и очень сумасшедших. А ещё, перемещаясь между измерениями, можно научиться махать кулаками (или рекламным щитком), постигнуть дзен семейных отношений и мир от погибели спасти. Всё это не покидая стен налогового управления.
Нео выбрал красную таблетку и узнал, насколько глубока кроличья нора. Эвелин выбора долгое время не давали, зато теперь она, некогда «лишний человек», впервые в жизни готова хоть зубами, хоть пальцами-сосисками (тут и такое встречается) кромсать тонкую материю бытия ради светлого будущего всего мультивёрса. Плюс отличный нарисовался повод, чтобы примириться с проблемной дочкой-лесбиянкой (Стефани Сюй), отговорить от развода мужа-обиженку (Ке Хюи Куан) и разобраться наконец-таки с этими вшивыми налогами, которые выставляет грозная инспекторша Дейрдре Боубейрдра (Джейми Ли Кёртис). Предотвращать конец света с горой неуплаченных квитанций на руках как-то, знаете, не комильфо.
Эвелин принимает правила здешней игры с извращённой логикой и пускается в улётный вояж по параллельным мирам. Где-то ей доведётся побывать звездой фильмов про восточные единоборства, где-то — сайн-спиннером, шеф-поваром или камнем, мирно греющимся на солнышке в пустынном каньоне. Проживая свои-чужие жизни, героиня обучается крышесносным боевым навыкам и продирается к всеспасению через зрелищные битвы, как в олдовых гонконгских боевиках, угарную абсурдистику и рефлексию, возведённую в куб (как-никак, счёт прожитым годам отныне растёт экспоненциально). А ведь всего пару часов назад у Эвелин не было других забот, кроме супруга с бракоразводной бумажкой, подростковых закидонов дочурки и будничных проявлений американского капитализма, перекрывающего кислород эмигрантам из Китая, пытающимся в малый бизнес.
К слову, как раз борьба с муками обыденности и лечение хронической неуверенности в себе являются сутью нового фильма Дэнов. Хотя за пёстрой ширмой этого сразу не углядишь: крутейшие потасовки, крутейший юмор, оммажи Вонгу Кар-Ваю и Квентину Дюпьё, издевательства над квантовой физикой и изобретательный, преимущественно фазовый эдгаррайтовский монтаж — концентрат стиля затмевает в этом проекте всё везде и сразу.
Но фильм не только об этом. Не только об азиатах, смачно разбивающих морды друг другу барсеткой со смешным брелоком. Не только о хореографии драк и не только о научной фантастике. И тем более не о проделках Енотатуя (в одной из множественных копий нашей реальности место крысёныша-поварёнка Реми занимает жирный и вонючий енот, смиритесь). Дэны сочинили историю о самосовершенствовании, которое невозможно без слома прежних убеждений. Либо, как в случае с Эвелин, без разрыва пространственно-временного континуума.
Режиссёры убеждают зрителя в том, что опыт — ведущая мировая валюта. Да и глупо быть скупым на жизнерадостность в мире, где смерти избежать невозможно, а упустить неповторимое впечатление — плёвое дело. Более того, раз уж вселенная(ые) — это безумное(ые) и хаотичное(ые) место(а), то и нам, прыщикам на теле мироздания, надобно не кормить себя сожалениями, а уверенно действовать. Искать потерянное, вспоминать забытое, дарить любовь тем, кого недолюбили, и никогда ни о чём не жалеть. И с налоговой по возможности разногласий не иметь.