Рецензия на фильм «Зачарованная 2» / Disenchanted — трейлеры, дата выхода
После «долго и счастливо»
Эпичные возвращения сто лет назад выстреливших фильмов зачастую явление жалкое. Положа руку на сердце, никто не понимает, зачем это нужно (с художественной, не c коммерческой точки зрения), актёры изменились, уже не чувствуют своих персонажей так, как раньше. Время другое —что сработало много лет назад, может не захимичить с текущей реальностью. Паразитирование на зрительской ностальгии — грязный ход, который почти невозможно оправдать. «Зачарованная 2» и не пыталась, но всё равно не разочаровала (полностью).
Ничего удивительного, что Disney+ решил припасть к этому великому явлению 2007 года. «Зачарованная» была прогрессивна не только для своего, но и для нашего времени. Юная принцесса была не так уж и юна, сознательно выбирала неидеальную реальность, уйдя из приторной сказки, рвалась спасать своего принца от чудовища, принимала на себя родительские обязательства, начав воспитывать его дочь. За считанные дни двумерная героиня, мечтающая о поцелуе любви, прокачалась до современной жительницы Нью-Йорка. Казалось, ещё неделька, и Жизель станет какой-нибудь Кэрри Брэдшоу, только гораздо круче — что уж говорить про пятнадцать лет.
Но будущее порой нас удивляет. Первый и главный промах «Зачарованной 2» — тотальное отсутствие роста персонажа. Жизель всё ещё ведёт себя так, будто только выбралась из канализационного люка. В конце первой части она больше старалась приспособиться к реальности. Героиня перестала петь на каждом шагу, начала думать (принц очень расстроился), выбралась из необъятного платья, сменила стиль, чтобы больше походить на обычную девушку.
Но что же мы видим спустя пятнадцать лет? А ничего! Пара завела ребёнка и решила переехать в пригород. В этом исходнике можно найти от силы пару положительных моментов. Disney делает по своим меркам страшное — говорит, что существует жизнь после «долго и счастливо», да ещё и показывает её. Роберт не продвинулся в карьере, Жизель проворонила свой потенциал, Морган стала отчуждённым подростком.
Неудачники могут выдохнуть, мол, у нас всё как в сказке. Идея отказа от амбиций сквозит во многих проектах студии, и это можно понять. Не все добьются успеха, так зачем разочаровывать людей? Делать продукт для единиц или миллионов? Здесь и думать нечего. Но если уж диснеевские проекты перестанут мотивировать и вдохновлять, сводя всё до бытового удушья, то это полный финиш. Бедные дети, им придётся быть бодипозитивными балеринами, чтобы добиться хоть капли поддержки.
К счастью, концепт «Зачарованной 2» непритязательностью не ограничивается. Героиня Эми Адамс как раз устала от быта, хочет вернуться в сказку, но на этом благородные порывы заканчиваются. Disney и здесь нам говорит, мол, не рыпайся, амбиции превратят тебя в злодейку! Безобидная Жизель становится коварной волшебницей и злой мачехой только потому, что реальность оказалась ей не по зубам.
Каст в целом отлично вписался в запоздалое продолжение. При взгляде на актёров не возникает щемящего чувства жалости и стыда. Да, это сказка, но всё выглядит достаточно органично, местами забавно, не натянуто. Немного однобоко, конечно. Например, в фильме не только Жизель, но и Роберт устал от рутины, но с его переживаниями никто не носится. Мол, да, ему плохо, ну и что? У нас история принцессы.
Когда желание Жизель сбывается и пригород начинает походить на Андалазию, начинают терзать смутные сомнения. Отказ от реальности в пользу фантазии, трансформация ограниченного пространства и людей под свои ожидания — это же чёртов «ВандаВижн»! Злая ведьма контролирует горожан. Они что, тоже ведут себя как сказочные персонажи, а внутри вопят от ужаса?
Но нет, «Зачарованная 2» подвохами не блещет, хоть иногда и рушит диснеевские клише. Например, сказочные персонажи читают малышам перед сном истории о реальном мире, а у злой королевы пассивный, легковерный муж, которого вообще не смущает, что его юная наследница-дочь выбыла из гонки за трон. Когда Жизель просит Роберта не беспокоиться о дочери, он уходит её искать. Экранный отец года!
В остальном «Зачарованная 2» просто косплеит диснеевские хиты — принцесса превращается в злую мачеху, потому что постарела, новая принцесса поёт о своих мечтах, как Белль, не может позволить себе пойти на бал, как Золушка, сбегает из высокой башни, как Рапунцель, и засыпает из-за козней завистницы, как Белоснежка. Обычные мужчины остаются обычными мужчинами — даже в сказке не могут похвастаться победой над драконами или великанами, но хотя бы не соревнуются со сказочными бывшими. Что характерно, принцы тоже остаются принцами. Эдвард вообще один из самых забавных персонажей обеих картин. Неунывающий, целеустремлённый, не злопамятный. Жизель его бросила, но никто не ушёл обиженным. Вот где настоящая сказка!
В «Зачарованной 2» куда больше времени уделено мультфильму внутри фильма. Disney мог разгуляться, играл на своём поле, но впечатлять явно не планировал. По меркам студии, это выглядит слабо, как и CGI-персонажи вроде кота-бурундука. Пятнадцать лет прошло, а он всё такой же, если не хуже. Зато к музыке вопросов нет. Алан Менкен — легендарный композитор.
В целом вышло неплохое продолжение, но только в том смысле, что всё могло быть гораздо хуже. В плане прогрессивного подхода — регресс, но если смотреть без оглядки на успешную картину 2007 года, это заурядная диснеевская сказка с незаурядной Эми Адамс. Ничто не вечно, мечты сбываются, если точно знать, чего хочешь, чудо может произойти в любой момент, и совсем неважно, кто на свете всех сильнее, если магия вне Андалазии запрещена.